Авторские статьи
Рулева Михаила
(Филимонов Михаил - псевдоним)

№ 011

На Главную

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНОСТИ.
10 аргументов в пользу обучения детей правилам личной безопасности.

Рулев Михаил, 23.08.08

http://filimon11.ru/docs/F.M.%20author011.html

Как обеспечить своему ребенку безопасность? Особенно в мегаполисе? Особенно в периоды, когда дети предоставлены сами себе? Эти вопросы волнуют каждого родителя.

Самый надежный и результативный путь – обучить детей основам личной безопасности. Это позволит ребенку получить необходимые инструменты для защиты своей жизни, здоровья, а также чести и достоинства в самых разных потенциально опасных ситуациях.

Почему тогда родители не особо стремятся познакомить своего ребенка с правилами безопасного поведения?

Мы провели небольшое исследование, задавая родителям один вопрос: «Считаете ли вы необходимым специальное обучение ребенка основам личной безопасности»?

И вот какие результаты мы получили.

Возражение 1: В этом нет необходимости, потому что мой ребенок никогда не остается один. Ведь с ребенком всегда кто-то находится рядом: родители, бабушка, дедушка, другие родственники, нянечки, воспитатели, учителя. Сам он никуда один не убежит, потому что так установлено в нашей семье. Обучать его нет смысла, поскольку он никогда не окажется один на один с незнакомым человеком до тех пор, пока не повзрослеет. А тогда и говорить об опасности нет необходимости.
Наше мнение. Итак, ребенок повзрослел. Как он будет вести себя, встретившись впервые в жизни один на один с опасностью? Отсутствие опыта поведения в подобных ситуациях может закончиться для ребенка печально: он может стать жертвой мошенничества, насилия или даже погибнуть.
Да и в течение всех лет взросления ребенок может остаться вне внимания опекающих его взрослых в силу случайного стечения обстоятельств: потерялся в супермаркете, убежал во время прогулки через калитку за территорию школы, остался в вагоне метро, не успев выйти вслед за мамой...
То, как он поведет себя ребенок в нестандартной ситуации, зависит от правильно организованного обучения.

Возражение 2. Страхи сильно преувеличены. Не стоит верить слухам о том, что угроза жизни ребенка столь велика.
Наше мнение. Точнее, мнение официальной статистики. Только за 2007 год жертвами преступлений в России стали 161,6 тысяч несовершеннолетних, из них 2,5 тысячи детей, увы, погибли. В отношении более 70 тысяч подростков совершены преступления, сопряженные с насильственными действиями. 8,8 тысяч детей подверглись сексуальным домогательствам.
Несложные подсчеты показывают, что в 2007 году в отношении почти 200 подростков ежедневно совершались преступления; ежедневно погибало 6-7 детей.

Возражение 3: Ребенок мал еще запоминать какие-то правила, да еще и применять их. Бесполезно его учить, он ничего не запомнит, потому что он очень мало помнит даже из того, что мы, родители, говорим ему каждый день.
Наше мнение. Конечно, трехлетнему ребенку трудно запомнить большой объем информации, да это и не нужно. Каждому возрасту – свою долю правил. Превратив обучение в игру, распланировав его на много лет и постоянно мотивируя ребенка на изучение этих правил, можно достичь гарантированного успеха.

Возражение 4. Против судьбы ничего не сделать. Чему быть – того не миновать. Если на роду написано попасть в какую-нибудь переделку – избежать этого невозможно.
Наше мнение. Избежать при правильном обучении можно подавляющего большинства опасностей. Не решайте за ребенка, что для него нужно, а что – нет. Обязанность родителей – оберегать своего ребенка. А как известно, береженого Бог бережет.
Обученный ребенок имеет значительные шансы достойно выйти из ситуации, используя имеющийся у него инструмент решения проблем – систему собственной личной безопасности.

Возражение 5. Кому надо – тот совершит преступление, и никакой самый подготовленный ребенок не сможет этому помешать. Взрослый преступник сильнее физически, может быть вооружен, на его стороне фактор внезапности.
Наше мнение. Именно поэтому мы должны найти время, нужную информацию и жгучее желание не допустить такого развития событий. Да, ребенок слабее взрослого. Но подготовка поможет ему быть смелым, решительным, сообразительным. Умение почувствовать опасность, готовность громко звать на помощь, навыки активного сопротивления и возможность быстро покинуть место нападения могут быть развиты у ребенка в результате специальной подготовки.

Возражение 6. Обучение правилам безопасности приведет к неврозу. Опасно учить ребенка каким-то правилам личной безопасности, ведь нам в ходе обучения придется рассказывать ребенку об окружающих его опасностях. Это может серьезно нарушить его психическое состояние и даже привести к неврозу. Он будет шарахаться от малейшего стука и с криком убегать от любого прохожего.
Наше мнение. По мнению ряда специалистов-медиков, средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у девочек - 6,5 лет, у мальчиков - 5. Конечно, обучение может усугубить уже начинающееся невротическое заболевание, но попадание такого ребенка в реально опасную ситуацию приведет к еще более тяжким последствиям. Все есть яд, и все есть лекарство - зависит от дозы.
Только родители знают о точном состоянии своих детей, и поэтому есть возможность выбора времени начала и стратегии обучения. А невроз до начала занятий можно и нужно вылечить. Здоровый ребенок защитит себя гораздо лучше, чем невротичный.

Возражение 7. Знакомство ребенка с возможными опасностями не только запугает его, но и приведет к задержке развития. Он не сможет беззаботно бегать и играть, будет прислушиваться к каждому шороху, представляя себе картины возможных ужасных последствий нападения. Следовательно, его развитие затормозится.
Наше мнение. Мы разделяем мнение одного из основоположников гуманистической психологии и педагогики А. Маслоу. Он считал, что напротив, уверенность в собственной безопасности позволяет индивиду испытывать более высокие потребности и импульсы, а также двигаться к зрелости. Только ребенок, который чувствует себя в безопасности, «осмеливается» развиваться в здоровом направлении. Поэтому для обеспечения нормального развития ребенка его потребность в безопасности должна быть удовлетворена.

Возражение 8. Если уж учить ребенка по-настоящему, надо сразу создать ему максимальные трудности.
Если ребенок будет учить скучную теорию – толку не будет. Как иногда учат плавать? Вывозят на лодке на середину озера и сбрасывают в воду. Выплывет – молодец. Начнет тонуть – спасают. И так несколько раз, пока не научится. Нужно сразу же помещать ребенка в опасную ситуацию. Пусть ищет выход из положения, приобретает свой, уникальный опыт.
Наше мнение. Такое «обучение» приведет именно к невротизации ребенка, по поводу чего мы так беспокоились ранее. Он не усвоит правил безопасности, потому что ему их не объяснили. В сходных ситуациях он будет действовать спонтанно, надеясь на чудо. Ему может везти до тех пор, пока нарушение правил безопасности не станет слишком серьезным. Тогда его жизнь и здоровье повиснут на волоске. Нет, так безответственно относиться к обучению ребенку родители не должны.

Возражение 9. Для того чтобы обучать ребенка, нужно специальное образование. У подавляющего большинства родителей его просто нет.
Поэтому пусть остается все, как есть, пока в стране не подготовят нужное количество специалистов.
Наше мнение. Родители могут сделать все необходимое для обучения ребенка. Найти нужные материалы в наше время очень легко. Все больше специалистов по обучению детей личной безопасности создают сайты в Интернете, ведут курсы, проводят родительские и учительские конференции. Родителям необходимо лишь желание действовать и достигать результата.

Возражение 10. Обучать ребенка некогда. Родителям приходится много работать, чтобы заработать деньги для нормальной жизни ребенка. Приходится все время быть на работе, а нанять няню нет возможностей.
Наше мнение. Можно подыскать работу с удобным графиком, попросить родственников переехать к вам и помочь в воспитании ребенка. Нужно повышать квалификацию, чтобы увеличить доходы и высвободить необходимые часы для воспитания и обучения.
Если вы не хотите навсегда потерять своего ребенка, вы найдете время.

Родители не имеют права уговаривать себя, что с их детьми ничего плохого не случиться, этим оправдывая свое бездействие. Нужно всегда действовать так, будто такая угроза есть. Именно при таком подходе вероятность попадания ребенка в психотравмирующую ситуацию уменьшается.
Обучать ребенка ежедневно, ежечасно, ежеминутно нужно не только словом, но и своим собственным примером, демонстрацией уважительного отношения к своей собственной безопасности.
Тогда и ваши дети, имея перед глазами такой замечательный пример, будут прилежными и счастливыми учениками, которые смогут в своей жизни предотвращать большинство опасностей, по возможности – избегать их, а при необходимости – уверенно и грамотно действовать.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Автор: Рулев Михаил, 2008.
Вы хотите, чтобы ваши дети были уверенными и осторожными, чтобы они разумно вели себя в потенциально опасных для них ситуациях? Познакомьтесь с моими авторскими статьями и со статьями других специалистов по обучению детей основам личной безопасности, а также посетите десятки ссылок по теме «Детская безопасность» и подпишитесь на рассылку «Как воспитать осторожного ребенка» на сайте проекта http://filimon11.ru/