Авторские статьи
Рулева Михаила
№ 026

На Главную

5 этапов обучения ребенка
правилам перехода дороги

Рулев Михаил, 19.08.13

http://filimon11.ru/docs/F.M.%20author025.html


Набрав в Интернете фразу «Как научить ребенка переходить через дорогу», мы получим массу ссылок на многочисленные статьи, отвечающие на вопрос: ЧЕМУ нужно учить ребенка? Лишь немногие из них отвечают на вопрос о том, КАК его нужно учить.

Это связано, видимо, с тем, что ответить на второй вопрос не так-то просто. Предлагаю использовать в обучении детей следующую методику.

В своей работе с родителями школьников я предлагаю им в домашнем обучении использовать пятиэтапную модель обучения ребенка навыкам личной безопасности, автором которой является Пола Статмен, известный американский семейный психотерапевт и консультант по вопросам личной безопасности детей и подростков, написавшая прекрасную книгу по детской безопасности.
В основе лежит знание того, как дети воспринимают и усваивают информацию.

Автор предлагает проходить 5 этапов.

1. Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности и пользоваться ими.

2. Подготовьте своих детей, сообщив им необходимые сведения по безопасности.

3. Тренируйте детей в овладении каждым навыком под своим наблюдением.

4. Побуждайте детей пользоваться теми знаниями, которые они получили.

5. Упреждайте ситуации, в которых детям потребуются видоизмененные или иные навыки и знания.

Описанная последовательность шагов будет одинаковой при обучении любому навыку.

Пола Статмен в книге приводит пример использования ее методики, отвечая на вопрос о том, КАК научить ребенка переходить через дорогу.

Когда ребенок переходит дорогу сам

Защита: переводите ребенка через дорогу за руку, пока он слишком мал, чтобы делать это самостоятельно.

Подготовка: объясните ребенку, что, прежде чем сойти на проезжую часть, он должен посмотреть в обе стороны улицы и, лишь убедившись, что машин нет или горит зеленый сигнал светофора, быстро перейти улицу, остерегаясь машин, поворачивающих из-за угла.

Тренировка: пойдите с ребенком на перекресток; спросите его, когда можно переходить улицу, перейдите с ним на другую сторону, обсуждая, чего нужно остерегаться на переходе; повторяйте это упражнение несколько дней или недель в зависимости от успехов ребенка.

Побуждение: повторяйте ребенку время от времени, что он должен строго следовать усвоенным правилам перехода улицы; спустя определенное время это можно делать все реже и реже.

Упреждение: при необходимости перехода улицы с оживленным движением или специфическими сигналами светофора, указателями, объясните ребенку их значение и потренируйтесь в переходе вместе [1].

Считаю важнейшим пунктом системы «побуждение», о чем мы порой забываем. Расскажем все ребенку, покажем, потренируемся и… забудем. А выполняет ребенок правила безопасности, или нет – уже и не проверяем. Для этого и нужно побуждение.

Собирается, скажем, ребенок в школу. Регулярно (не ежедневно, а раз в 3-4 дня) будем задавать ему вопросы следующего типа: «Как обстановка на дорогах?»

Он нам скажет, допустим: «Сколько можно? Знаю я все эти ваши правила! Достали уже!» Это нам сигнал: скорее всего, выполняет он наши рекомендации через раз. Необходимо срочно найти время и поговорить с ребенком на эту тему.

Если же он или она спокойно сообщит: «Почти без изменений. Светофор работает, но нерегулярно. Вчера вот не работал. Пришлось непонятно как дорогу перебегать», все нормально!

Конечно, сломанный светофор – это форс-мажор, это не может быть нормально. А вот тот факт, что ребенок подумал и нашел выход из ситуации, говорит о том, что он осознанно переходит дорогу и замечает то, что на ней происходит. Это – нормально, это отлично! Кстати, в этом случае ясней становится необходимость пункта «Упреждение».

Нам необходимо срочно дать ребенку краткий совет, как переходить дорогу в этом случае.
Краткая обучающая беседа может протекать следующим образом.

- Спасибо, что сказал мне о светофоре. Как сам-то думаешь, что делать?
- А что, мама, как и в прошлый раз. Бегом-бегом-бегом.
- Где ты планируешь перебегать дорогу?
- Да там же, у светофора. Там почти все перебегают.
- А остальные где?
- По пешеходному переходу, что чуть подальше. Мы по нему с тобой всегда в магазин идем. Но это же надо метров сто идти от школы в противоположную сторону, а потом обратно возвращаться! Я минут десять потеряю!
- Что же делать?
- Может, пораньше выходить? Хотя я и так за полчаса в школу прихожу. Значит, время есть! Ладно, если светофор снова сломается, сделаю крюк и перейду дорогу по пешеходному переходу. К тому же машины около него всегда останавливаются и пешеходов пропускают.

Что в итоге? Ребенок сам усовершенствовал систему собственной личной безопасности в части перехода проезжей части.

Справедливости ради, до того, как пускать ребенка одного в школу по этому маршруту, можно было предусмотреть ситуацию выхода светофора из строя и заранее провести упреждающую беседу, пример которой я привел выше.

Польза от занятий несомненна, поскольку дети не только увидят, что вы уделяете им свое время и внимание, но и лишний раз убедятся в том, что их любят и о них заботятся.

Обучайте детей! Это не трата, а гигантская экономия времени!

 

Литература

1. Статмен Пола. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория,
2004. – 272 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

 

________________________________________________________________________

Автор: Рулев Михаил, 2013.
Вы хотите, чтобы ваши дети были уверенными и осторожными, чтобы они разумно вели себя в потенциально опасных для них ситуациях? Познакомьтесь с моими авторскими статьями и со статьями других специалистов по обучению детей основам личной безопасности, аписывайтесь на тренинги, а также подпишитесь на рассылку «Как воспитать осторожного ребенка» на сайте проекта http://filimon11.ru/