Личная безопасность ребенка (статьи)

На Главную

111. Преступления против детей

Материалы подготовлены совместно с Татьяной Давиденко.
http://www.cross.ru/bg/

За последние годы количество преступлений, направленных против детей, выросло во много раз. Дети, пропавшие без вести, новорожденные и подростки, смотрят на нас с экранов телевизоров и плакатов, вывешенных на улицах и досках объявлений. Сегодня наши дети, как никогда раньше, подвергаются опасности стать жертвами преступлений. Именно поэтому всем нам, родителям и учителям, необходимо использовать все доступные средства, чтобы защитить наших детей и, что еще важнее, научить их защищаться самостоятельно.

Данные современной статистики по преступности крайне тревожны. В России каждые двадцать шесть минут происходит убийство, каждые шесть минут ограбление с применением насилия и каждые десять секунд кража. Эти данные способны запугать человека и стать причиной паники.

Но не подлежит сомнению еще одна особенность криминальной статистики, что ужасные преступления, широко освещаемые средствами массовой информации, в действительности происходят не так часто. Подтверждает это другая статистика, которая для нас гораздо важнее: несколько тысяч раз в секунду кто-либо предпринимает успешные действия по предотвращению преступления против детей.

Пренебрегая простейшими правилами безопасности, дети и их родители, сами того не подозревая, временами помогают злоумышленникам. Оставленные без присмотра вещи, маленькие дети, гуляющие одни по улице, записка в двери «ключ под ковриком» и множество других просчетов часто помогают или толкают человека на совершение преступления. Чтобы свести к минимуму риск стать жертвой преступления необходимо своевременно задуматься над вопросом создания комплексной системы безопасности для всей семьи.

Совместно со своими соседями можно создать эффективную систему защиты от преступлений. Даже простое поддержание хороших отношений со своими соседями повышает планку безопасности ваших детей. И нет ничего странного в организации, состоящей из вашей семьи и семей ближайших соседей, когда собравшиеся договариваются о ряде неформальных правил. Если вы спросите об этом других людей, то обнаружите, что и они, особенно одинокие родители, заинтересованы в создании системы защиты детей от насилия. Даже те из окружающих вас людей, которые не имеют своих детей, наверняка дадут согласие на участие в подобной акции.

Одна из превосходных форм обучения детей личной безопасности — это ролевые игры по типу «Что если?» («Что ты будешь делать, если незнакомый человек предложит тебе конфету, жвачку или деньги?») Естественной реакцией ребенка в данном случае должен быть отказ, какие бы слова не говорил человек что-то предлагая. И не важно, знакомый или незнакомый человек предлагает что-то ребенку, он всегда должен спросить у вас разрешение, прежде чем принять подарок. Все подарки ребенок должен получать из рук родителей.

«Что ты будешь делать, если кто-то подойдет к входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить?» В данном случае не стоит открывать дверь или вступать в переговоры. Эти игры имитируют реальные ситуации, которые могут произойти с ребенком в жизни. Ему необходимо проиграть все свои возможные действия и с вашей помощью выбрать правильные решения. После этого у него будет гораздо меньше шансов быть захваченным врасплох. Для ребенка это действительно игра, но, играя, он приобретает те бесценные навыки, которые, возможно, спасут ему жизнь.

Доверительные отношения между вами и вашими детьми — это один из «ключей» по обеспечению безопасности. Необходимо знать о своих детях две вещи: во-первых, быть в курсе происходящего с ними («Что происходит в их жизни»), во-вторых, определить свое отношение к происходящему (Как ты к этому относишься?). Для этого достаточно разговаривать с детьми на разные темы, касающиеся их жизни: что происходит в школе, какую музыку он слушает в компании, чем интересуется, как он относится к проблеме наркомании или другой социальной проблеме и т.д.

Главное, в беседах с ребенком, дайте понять, что вам искренне интересно все, о чем он говорит, что он всегда может обратиться к вам за советом. Зная ответы на эти вопросы, вы окажетесь способны предпринять гораздо более эффективные действия в случае, если у ребенка возникнут проблемы. Дети никогда всего не расскажут, но они должны быть уверены, что вам можно доверить самое сокровенное, если в этом возникнет необходимость - это лучшая гарантия их безопасности.

Более одной трети всех преступлений против личности являются результатом недооценки закрывания окон и дверей. Не будь родители и их дети столь беспечны, шанс преступнику мог бы не представиться. Поскольку дети - хорошие подражатели, то ваши привычки, касающиеся обеспечения безопасности, а в частности, закрывание окон и дверей, окажут двойную услугу, сохраняя безопасность вашей семьи и культивируя развивающиеся у ребенка навыки обеспечения личной безопасности.

Наибольшее внимание необходимо уделять там, где живут дети. Нельзя упускать из виду ничего, что может представлять для них опасность: от статуэток, ваз и кастрюль до электрических розеток. Все, что может нанести вред, должно быть убрано в надежное место, а розетки надежно закрыты специальными крышками. Здесь важным элементом является здравый смысл и нет необходимости быть ни слишком снисходительным, ни слишком требовательным к ребенку.

Около двух третей преступлений как против детей, так и против взрослых, совершаются, когда они находятся одни или в пустынных местах. Например, подросток, избегающий в позднее время криминогенных мест (скверы, темные улицы, подвалы), снижает риск быть подвергнутым нападению примерно в 5 раз. Если же он гуляет не один, а с товарищем и они не покидают людных мест, то вероятность совершения над ними насилия уменьшается еще в 5 раз, а это значит, что в целом они уменьшили ее в 25 раз от среднестатистической вероятности.

Большая часть изнасилований детей совершается людьми, которых они знают, довольно часто родственниками. Постарайтесь внушить ребенку основные модели поведения со взрослыми в таких ситуациях.
Дети:
1) не должны позволять дотрагиваться до себя там, где им это неприятно;
2) должны видеть разницу между нормальными проявлениями добрых чувств и не свойственными физическими контактами;
3) должны сразу же обращаться к вам, если кто-то из взрослых попросил никому не говорить о произошедших физических контактах;

Прежде чем вы разрешите ребенку удаляться от дома, убедитесь, что он знает, как себя вести с посторонними. Посторонний — это тот, кого ребенок не знает, даже если он говорит, что знает его. Очень важно научить ребенка кричать: «Я тебя не знаю» так громко, как только сможет, если посторонний попытается до него дотронуться. Можно даже что-то предпринять: вырываться, кусаться, убегать, — если незнакомец очень настойчив. Если ребенок будет кричать «я его не знаю», то у окружающих может сложиться впечатление, что родитель тащит домой проказника, который пытается убедить своего отца в том, что он не знает другого мальчика и что все произошло случайно. Если при этом взрослый добавляет: «Придем домой — получишь по полной программе», то у окружающих не остается сомнений по поводу случившегося и вряд ли кто-то поможет в данном случае. Поэтому очень важно, что кричать.

Часто имя ребенка является «ключом» для преступника. Рубашки или свитера с написанным на них именем ребенка, обращение к ребенку по имени из окна квартиры не только дает возможность преступнику узнать имя ребенка, определить, где он живет, но и облегчает вхождение с ним в контакт.

Степень самостоятельности детей и постоянный контроль за ними со стороны родителей зависит, с одной стороны, от возраста ребенка, с другой, от места, где он живет. Жилые массивы больших городов таят в себе гораздо больше опасностей, чем загородные поселки. Действия, направленные на обход определенных мест (ночные парки, темные улицы), в определенное время (в основном, вечернее и ночное), а некоторые места постоянно (пустыри, стройки, свалки), должны стать неотъемлемой составляющей безопасного поведения вас и ваших детей. Важно убедиться, что дети знают свой домашний адрес, рабочий телефон родителей, умеют пользоваться городским телефоном.

Проверка, чего бы она не касалась, остается краеугольным камнем благоразумного поведения. Следует научиться использовать этот метод в самом широком смысле — идет ли речь о новом друге ребенка, слухах или о предстоящей поездке в незнакомые места. Привычка проверять способствует развитию наблюдательности, проницательности, и так называемого «шестого чувства», которое предупреждает вас об опасности. Проверка вовсе не обязательно будет для вас обременительной. Речь может идти всего лишь о звонке по телефону с целью разузнать о школе, в которую вы собираетесь отдать своего ребенка, или о вечеринке, на которую собрался ваш ребенок.

Важно с детства учить ребенка не держать зла на окружающих, так как на преступление – от драки до убийства – часто толкает чувство мести. Даже самые простые переговоры могут уменьшить шансы подвергнуться насилию. Данный «ключ» стратегии безопасности предполагает, что вы будете общаться с другими без грубости, используя всю возможную дипломатию, и по мере необходимости объяснять причины тех или иных своих действий, чтобы не вызывать у окружающих злобы.

Помните: если ваш ребенок вовремя не возвратился домой, сразу же звоните в милицию. Лучше ложная тревога, чем трагедия.

Большинство родителей не имеют возможности постоянно проводить время с детьми. Причиной тому – современный образ жизни. Дети теперь гораздо чаще предоставлены сами себе или находятся дома одни. Навыки, которые дети усваивают, благодаря вам, вполне могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому будьте терпеливы, обучая детей, — они должны обрести в вашем лице дружелюбного и внимательного учителя. Будьте конкретны, обучая своих детей, старайтесь включать в обучение больше реальных ситуаций. Обучая ребенка, вы даете ему знания не только о том, как вести себя на сегодняшний день, но и дарите своеобразный «бронежилет» на всю жизнь.

Но главное, не переусердствуйте, не запугайте ребенка, обучая его правилам безопасного поведения, чтобы его жизнь не превратилась в кошмар.

 И не забудьте поделиться своими впечатлениями с автором . module@aha.ru
Материалы подготовлены совместно с Татьяной Давиденко. http://www.cross.ru/bg/