Мини-курс
"Личная безопасность ребенка"

На Главную

Вопрос № 2

Спасибо за совет! в принципе дочь, по словам воспитателей детсада, не предмет для насмешек, а наоборот, дети с желанием играют с ней. меня больше беспокоит предстоящее изменение коллектива (идем в школу): другие дети с иными поведенческими привычками.
Еще один вопрос: с какого возраста обучают приемам самообороны и, если по возрасту -7 лет- подходит, где могут научить, желательно в районе южного автовокзала  

Гость, 11.01.2008

Ответ № 2

1. Отрывок из уже известной Вам книги Акимовой Г.Е. Как помочь ребенку: справочник для неравнодушных родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 332 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»). С. 19-21.
[В квадратных скобках – примечания консультанта, Михаила Филимонова, сделанные с точки зрения личной безопасности ребенка]

Готовность к школе.
Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие.
Но есть еще одна, не менее важная сторона.
И связана она с психологической подготовкой ребенка.
Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

  • Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми, и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине [Общительный ребенок быстрее заведет новых друзей, вместе с которыми сможет гулять и играть, что позволит ему быть в большей безопасности. Гулять с товарищами – надежная, проверенная схема. К группе детей, скорее всего, не подойдет потенциальный злоумышленник].
  • Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте [Попутно можно поговорить с сыном или дочкой о том, что делать, если вдруг он или она потеряются в толпе].
  • …Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или – детский вариант – дразнят. …Дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания [Это необходимо для того, чтобы ребенок не попадался «на слабо». Более напористые ребята могут «подвигнуть» его  на нехорошие дела, если он из-за их дразнилок будет считать себя «маленьким» или «несамостоятельным». Он должен понимать, что он – хороший в любом случае, и слова таких ребят для него – не указ].
  • Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. …Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка. [Попросить помощь на улице порой стесняется и взрослый, что уж говорить о неподготовленном  ребенке. Если же вы его научите правильно просить помощь, не подвергая себя опасности, это сделает его увереннее и спокойнее].
  • В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?
  • Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого…
  • Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени…
  • С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке…

 

2. Рекомендую также прочитать отрывок из следующей книги.
Борба, Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 320 с.: ил.

Шесть стратегий развития способности противостоять давлению со стороны сверстников.
1. Отстаивать свое мнение, демонстрируя уверенность позой.
2. Твердо сказать «нет».
3. Попрощаться и уйти.
4. Уметь найти уважительные причины для отказа.
5. Повторять свое решение.
6. Объяснять причины отказа.

 

3. Изучать приемы самообороны можно с 4 лет. Зависит это от особенностей развития ребенка и квалификации тренера. В таком возрасте занятия носят общеразвивающий характер без изучения опасных приемов нападения. Элементы самозащиты разучиваются под девизом: «Вырваться и убежать».

 

Дополнительные материалы к Ответу № 2

4. Рекомендую также прочитать отрывок из следующей книги.

Борба, Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 320 с.: ил.

Шесть стратегий развития способности противостоять давлению со стороны сверстников.

1. Отстаивать свое мнение, демонстрируя уверенность позой.
Научите ребенка отстаивать свои взгляды и не поддаваться, приняв позу, выражающую уверенность: стать выпрямившись, слегка расставив ноги, высоко поднять голову и смотреть прямо в глаза человеку. Объясните ребенку, что поза, которую он принимает, как правило, несет больше информации, чем слова, которые он произносит.
2. Твердо сказать «нет».
Особо подчеркните, что коль скоро ребенок решил не делать того, что ему предлагают, он должен дружелюбно, но твердо и непреклонно сказать об этом и не сдаваться.  Напомните ребенку, что его задача – не пытаться переубедить другого, а уберечь себя от беды и придерживаться своих взглядов.
3. Попрощаться и уйти.
Особо подчеркните, что противостоять другу нелегко. Объясните, что он может столкнуться с запугиванием, насмешками или неприятием его мнения, но на то и существует смелость, чтобы противостоять. Иногда лучше просто выйти из ситуации. Договоритесь с ребенком, что каждый раз, почувствовав себя небезопасно в какой-либо ситуации, он должен позвонить вам, и вы его заберете, не задавая вопросов.
4. Уметь найти уважительные причины для отказа.
Ребенок может объяснить сверстникам причину отказа, например, так: «Я сказал отцу, что буду дома», «Мне нужно кое-что сделать дома», «Я обещал другу зайти». Разрешите ребенку ссылаться на вас в качестве отговорки, например: «Мать мне жизни не даст, если я сделаю это!»
5. Повторять свое решение.
Скажите ребенку, что иногда помогает, если несколько раз повторить, как заезженная пластинка: «Нет, это неправильно», «Нет, это неправильно». Это придает уверенности и помогает сохранить свои позиции.
6. Объяснять причины отказа.
Размышление о возможных последствиях помогает укрепить убеждение ребенка в том, что ввязываться не стоит. Поэтому предложите ему объяснить причину отказа: «Это противозаконно», «Меня накажут» или «Я могу пострадать» [с. 254-255].