Мини-курс
"Личная безопасность ребенка"

На Главную

Вопрос № 4

Имя:  Марина
---------- Вопрос ----------
Уважаемый Михаил! Какие навыки безопасности нужно прививать ребенку в возрасте  1-2 годика. Спасибо.

Ответ № 4

Поскольку на порядок больше шансов защитить себя имеет уверенный и осторожный ребенок, на развитие именно этих качеств должны обратить особое внимание родители.

Сделать можно очень много.

1. Например, оглянуться и подумать, какие вещи и предметы могут быть потенциально опасны для малыша. Можно встать на четвереньки (очень эффективно!) и таким образом исследовать всю квартиру. Вы обнаружите рассыпанные кнопки, низко свисающие скатерти (стягивание скатерти и опрокидывание на себя различной утвари бывает довольно часто), вьющиеся шнуры от электроприборов, стоящую на краю стоиков вазу и т.п. Желательно сразу же защитить малыша, устранив большую часть опасностей.
Нет ли в квартире кипятка, который может пролиться, не заставляют ли ребенка дышать над горячим паром, рискуя обжечь его легкие?

2. Для того, чтобы не приходилось часто нервничать и говорить, что «отдохнуть некогда» и вплескивать негатив на ребенка, нужно продумать режим жизни семьи. Тогда мама сможет найти время для себя, будет спокойнее, будет чаще доброжелательно разговаривать с ребенком и показывать ему, как его любят. Таким детям не грозит «недолюбленность», они растут уверенными в себе и в родителях, жизнерадостными и физически активными.

3. Нельзя членам семьи вымещать друг на друге или на ребенке свое плохое настроение. Нельзя высмеивать ребенка, особенно при других.

4. Гуляя с малышом, сидящим или лежащим в коляске, следите за …окурками, которые могут в коляску залететь, и даже не от вас, а от невнимательных прохожих.

5. Е.Я. Гаткин (автор книги «Энциклопедия личной безопасности, или Искусство жить без риска», М.:АСТ: Астрель, 2005. – 510 с.) называет следующий прием «держать на коротком поводке». Не отвлекайтесь во время прогулки, следите за люками, ямами, проволокой, стеклами т п.

Попробуйте обучать малыша.

- Вон смотри, кошечка. Она хорошая, но гладить нельзя, чтобы не заразиться болезнью. Вон собачка. Она гавкает, веселится, но подходить к ней нельзя, так как она немножко глупая. Подумает, что ты хочешь к ее хозяину подойти, и укусит. Мы лучше мимо пройдем, только спиной поворачиваться к ней не будем. Боком и отойдем.

Самое важное то, что ребенок в год-два, хоть и не до конца понимает сказанное, но определенное программирование происходит. И когда вы это же скажете ему через год-два, ваши семена разумного и осторожного поведения лягут уже в подготовленную почву.

6. И еще один важнейший навык – умение общаться с незнакомцами.
Пола Статмен пишет, что малыши обожают правила. Поэтому если вы установите какое-нибудь правило и сами будете следить за его выполнением, то и дети его поддержат. Например, обязать ребенка говорить, куда он идет. Хоть в туалет, хоть в другую комнату. С годами это выработается в привычку и сильно облегчит жизнь. В дальнейшем увести такого ребенка, который должен сказать родителям, куда он пошел, почти невозможно.

Проблема из проблем – прикосновения незнакомцев. На улице, в магазине, в поликлинике найдется такой дедушка, что захочет потрепать ребенка за щечку. Решительно и вежливо пресекайте такие попытки, а ребенку спокойно объясняйте, что в нашей семье такое правило – чтобы дотронуться до тебя, любой человек должен спросить разрешения у родителей и у тебя. Все остальные прикосновения запрещены. Ребенок может противиться такому ограничению, но нужно последовательно перетерпеть его капризы. При этом сами не лишайте его ласк и нежных прикосновений. В этом случае ребенок будет надежно защищен от нежелательных прикосновений в дальнейшем.

Даже 2 года – подходящий возраст для результативного обучения ребенка основам его личной безопасности. Результат проявится позже, но он будет, и он вас и ребенка порадует.

Дополнительные материалы к Ответу № 4

1. Как познакомить ребенка с опасностью?

14 Дек 2007 15:09 // Вопросы воспитания

Несчастные случаи чаще происходят с теми, кто для них наиболее уязвим, в первую очередь это относится к детям. Для предотвращения несчастных случаев можно попробовать провести с ребенком небольшой эксперимент, показав ему, например, что такое ожог или укол. Для знакомства с огнем вполне достаточно приблизить его руку к очень горячему предмету, например к чашке с кофе.
Что касается укола, дайте ребенку небольшой острый предмет, не переставая наблюдать за ним. Все свои действия сопровождайте комментариями, это будет для ребенка весьма познавательно.
Вместо того чтобы постоянно выполнять роль охранника и повторять предостерегающее “нет” бесконечно, лучше просто переставить все бьющиеся предметы повыше и оставить их там на 2-3 года. Убирайте также собачью миску, корзину для бумаг… Не так уж приятно малышу все время слышать: “Нельзя, не трогай!” В конце концов он может почувствовать, что все для него запрещено. Атмосфера запретов вредна и ведет к торможению исследовательских инстинктов ребенка, потому что, изучая предметы, он осваивает окружающее. Направляйте стремление вашего ребенка трогать и изучать предметы в правильное русло.
ПРАВИЛО 12 ДЮЙМОВ:
Малыши в возрасте около 2 лет очень интересуются тем, что находится на поверхности стола, тумбочки или стойки. Часто они стараются достать что-нибудь со стола, протянув вверх руку, которая шарит по его поверхности, отыскивая, что можно схватить. Будьте очень внимательны и ничего не оставляйте на краю. Выработайте у себя привычку отодвигать все опасные предметы от края стола по меньшей мере на 12 дюймов (30 см), чтобы любопытные ручонки не смогли до них дотянуться.
 ПРЫЖКИ ОТ ИЗБЫТКА РАДОСТИ
Овладев таким множеством двигательных навыков, малыши начинают отовсюду прыгать. Теперь ребенок может несколько секунд простоять на одной ноге, опираясь на что-нибудь, но иногда достигает такого совершенства, что уже ни на что не опирается. Прыжки и огромное удовольствие от только что освоенных новых видов шагов естественным образом ведут к освоению ритмичных движений. Переключайтесь на танцевальную музыку - спектакль начинается. Малыш вертится по кругу, поднимает ножки и топает ими, с удовольствием наблюдает за собственными шажками. Все эти движения сопровождаются немыслимыми ужимками. Большое удовольствие получают дети, если они могут покачаться, сидя у вас на ноге, или подпрыгивать на ваших коленях (”вниз-вверх”). Кроме того, малыши в этом возрасте очень любят повторять одни и те же движения снова и снова, выполняя их все лучше, например, спрыгивать с возвышения. При этом они стараются поудачнее приземлиться и сделать это “еще разок”, к раздражению ждущих родителей, которые вечно куда-нибудь опаздывают.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!
Производимые малышом перестановки могут создать весьма небезопасную ситуацию. Например, он может пододвинуть стул к окну или свое креслице к балкону. Поскольку вы не захотите прибивать гвоздями к полу свою мебель, постарайтесь убрать предметы, которые он может поднять, подальше. А главное, постоянно держите в поде зрения самого любителя перестановок. 

Источник: http://wwwomen.ru/